Крутая шпаргалка по сочетанию цветов

Введение

Линейчатые
спектры обусловлены испусканием
электромагнитного излучения свободными
или слабо связанными атомами. Одним из
источников такого излучения является
возбужденный газ или пар
, . В
данной работе используются газосветные
трубки, наполненные водородом и неоном.

Установлено, что
спектральные линии атомарного водорода
обнаруживают несложные закономерности.
Частоты соответствующих линий могут
быть определены по формуле

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов


где
—
частота, c
,

c
скорость
света в вакууме,

 —длина
волны,

R

постоянная Ридберга,

ni, njцелые
числа, причем njможет
принимать значения

(
ni
+
1 ), ( ni
+ 2), ( ni
+
3 ), …

Из
квантовой механики известно, что атом
может обладать лишь рядом дискретных
значений энергии E1,
E2,
E3
и т. д., каждое из которых определяется
главным образом квантовым числом n.
При разрешенном правилами отбора
(1) переходе
атома из состояния с большей энергией
в состояние с меньшей энергией испускается
квант энергии.

Рассмотрим
переход атома из различных возбужденных
состояний на один и тот же энергетический
уровень, определяемый квантовым числом
ni.
Совокупность спектральных линий,
отвечающая таким переходам, образует
серию. Таким образом, ni определяет
серию. Соответственно квантовое число
nj определяет
энергетический уровень, с которого имел
место данный переход, т. е. линию в серии.

Различным
сериям атома водорода: Лаймана, Бальмера,
Пашена, Брэккета, Пфунда отвечают
соответственно значения n
i=
1,2,3,4,5.

Из
формулы
(1) следует,
что частоту любой спектральной линии
спектра атома водорода можно представить
как произведение скорости света на

10

разность
двух членов типа R/nk2.
Эти члены в спектроскопии называются
термами .
Иными
словами,

c
( T(ni
) 
T(nj
)), (2)

где

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов

Итак,
зная систему термов для данного атома,
можно получить частоту любой спектральной
линии из соотношения
(2).

Рассмотрим,
как определить частоты спектральных
линий атома водорода, принадлежащих
серии Бальмера, используя комбинационный
принцип, математическое выражение
которого представлено равенством
(2). Для
серии Бальмера ni= 2, nj
= 3,
4, 5…
Следовательно,

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов
3

Если
приписать njзначения
соответственно
3, 4, 5, 6, то
из уравнения
(3) получим
значения частот спектральных линий,
лежащих в видимой области и обозначаемых
в спектроскопии HHHj,
H..
По мере увеличения nj
разность частот соседних линий
уменьшается, и при nj
сами частоты стремятся к пределу

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов

где
тр
— частота,
соответствующая границе серии Бальмера.
У каждой серии есть своя граница,
соответствующая ей частота определяется
соотношением:

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов

Рассмотрим
физический смысл гр
Согласно Бору, при переходе атома с
более высокого j-го
энергетического уровня на менее высокий
i
— й уровень излучается квант энергии

h=
E
jEi(4)

Соответственно,
чтобы перевести электрон с уровня i
на уровень
j,
необходимо сообщить ему такую же энергию.

11

Частота
гр
определяет энергию (E
= hгр),которую
надо сообщить электрону, чтобы удалить
его с уровня, определяемого числом niв безвоздушное
пространство за пределы атома, где его
полная энергия должна быть равна нулю.
Описанный процесс называется процессом
ионизации.

Таким
образом, E
= hгр
представляет энергию ионизации атома
в данном состоянии. Обратный процесс —
процесс рекомбинации будет сопровождаться
излучением, частота которого гр.

Поскольку
электрон, отделенный от атома, может
обладать произвольной кинетической
энергией Т,
то при его захвате ионом должна
освобождаться энергия
(hгр+T).Следовательно.
согласно второму постулату Бора
(1) в этом
случае будет испускаться электромагнитное
излучение с частотой

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов

Таким
образом, возможно излучение с частотой,
большей нежели частота границы серии,
на любую величину Th.
Это означает, что к границе серии со
стороны высоких частот прилегает
сплошной спектр. Излучение спектров
испускания позволяет исследовать
строение атома.

П р и б о р ы и п р
и н а д л е ж н о с т и : монохроматор,
газосветные трубки с водородом, неоном.

2. Физические основы света и цвета

С
точки зрения физики свет — это электромагнитное волновое движение. Свет
характеризуется тем, что имеет волновую природу. Каждая волна описывается своей
длиной — расстоянием между двумя соседними гребнями. Длина волны
измеряется в нанометрах (нм). Нанометр — это одна миллионная часть
миллиметра.

Область
электромагнитного спектра, видимая человеческим глазом, занимает диапазон
примерно от 400 до 700 нанометров. Этот диапазон составляет всего лишь малую
часть огромного спектра электромагнитных волн. Хотя остальную его часть мы не
видим, помимо видимых волн человек использует и многие другие невидимые волны:
начиная с самых коротких волн — рентгеновских лучей — и кончая
длинными волнами, которые улавливаются нашими теле- и радиоприемниками.

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов

Внутри
человеческого глаза имеются сенсоры света, чувствительные к электромагнитным
волнам, длина которых попадает в видимый спектр. Когда на эти сенсоры попадают
световые волны, они посылают сигнал нашему мозгу. Затем этот сигнал
интерпретируется мозгом как определенный цвет. Какой именно цвет получится в
результате этой интерпретации, зависит от сочетания в свете волн различной
длины. Например, если сенсоры зарегистрируют волны сразу всех длин из видимого
спектра, то мозг будет воспринимать этот свет как белый. Если не будет
зафиксировано никаких волн с длиной волны из видимого спектра, то это значит,
что никакого света нет, и мозг будет интерпретировать эту   информацию как черный
цвет.

Итак,
теперь мы знаем, как наши глаза и мозг реагируют на присутствие волн всех
длин из видимого спектра и на полное отсутствие таких волн. Теперь
посмотрим, как наша зрительная система реагирует на волны определенных
длин.

Пропустив
луч белого света через призму, можно разбить его на составляющие и таким
образом понять, как наши глаза реагируют на каждую отдельную длину волны.

Этот эксперимент показывает, что волны разной длины интерпретируются нами как
разные цвета. Можно выделить основные области видимого спектра: красную,
оранжевую, желтую, зеленую, голубую, синюю и фиолетовую (мнемоническая
формула “Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан” позволяет запомнить
эти цвета по первым буквам). Цвета плавно и непрерывно переходят друг в
друга, образуя “радугу”.

Когда наша зрительная система регистрирует волны с
длиной около 700 нм, мы видим “красный” цвет, а когда длина волны находится в
диапазоне 450-500 нм, — “голубой”; длина волны 400 нм соответствует
“фиолетовому” и так далее. В табл. 1 показана зависимость цвета от длины
волны видимого спектра. Такая реакция глаза является основой для образования
миллионов различных цветов, которые каждый день регистрирует наша зрительная
система.

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов

Зависимость цвета от длины волны видимого спектра.

Длина волны, н.м.

Цвет

             
760-620

Красный

620-585

Оранжевый

585-575

Желтый

575-550

Желто-Зеленый

550-510

Зеленый

510-480

Голубой (Сине-Зеленый)

480-450

Синий

450-380

Фиолетовый

Однако
мы редко видим волны всех длин одновременно (чисто белый свет), также
как и волны только одной длины. Наш пестрый мир гораздо сложнее. Таким
образом, цвет — это не просто часть света. Цвет — это и есть
сам свет. Когда мы видим цвет, мы видим свет, преобразованный
в новое сочетание волн нескольких различных длин.

В видимом спектре человеческий глаз различает 120
цветов. Эти цвета принято выделять в три группы:

§Коротко-волновая (380-500 н.м.). Входят цвета:
Фиолетовый, Сине-Фиолетовый, Синий, Голубой.

§Средне-волновая (500-600 н.м.). Входят цвета:
Зелено-Голубой, Зеленый, Желто-Зеленый, Желтый,      Желто-Оранжевый,
Оранжевый.

§Длинно-волновая группа (700-760 н.м.) Входят цвета:
Оранжевый, Красно-Оранжевый, Красный.

Все цвета подразделяются на: хромотические,
ахромотические, полухромотические. Более подробно  о цвете вы узнаете в следующем
разделе «Цвет».

Просмотрите видеоролик

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов

Вопросы для самопроверки к главе «Свет».

1.Дайте определение терминам
цветоведение, колористика?

2.Назовите
изобразительные средства, используемые в макияже.

3.Что такое свет?
Назовите основные источники света, как освещены видимые объекты и предметы в
природе?

4.Что такое светотень и
как она «работает» при коррекции лица?

5.Назовите область
электромагнитного спектра, видимого человеческим глазом.

6.Назовите основные
волновые группы и цвета, принадлежащие им.

7.Что такое цвет?
Назовите основные спектральные цвета.

Общая информация

Монохроматический свет вызывает отклики рецепторов  — трёх сортов, отношение величин которых зависит от длины волны (или колебаний, ).

В естественных условиях, как правило, человек воспринимает не спектрально-чистые цвета, а цвета, формируемые при отражении или пропускании различными материалами солнечного света, имеющего практически непрерывный спектр. В результате в глазу рождается ощущение, обусловленное , при восприятии которых воздействие света разных частот .
При этом пучки света со спектральными кривыми разной формы при попадании на сетчатку могут восприниматься как имеющие одинаковый цвет из-за одинаковых уровней стимуляции рецепторов (), однако никакие смешанные цвета не совпадают со спектральными.

Таким образом, спектральные цвета являются «крайними», то есть каждый из них имеет максимально возможную в пределах , который он имеет.

Получение спектра при помощи

При нарушениях цветового зрения, из-за отсутствия одного из типов рецепторов — колбочек глаза, некоторые спектральные цвета могут восприниматься, как идентичные, хотя как правило (например, при протанопии или ) большинство цветов достаточно хорошо идентифицируются. Однако при дихроматическом зрении невозможно отличить белый цвет от некоторых спектральных.

Литература

  • Артюшин Л. Ф., Основы воспроизведения цвета в фотографии, кино и полиграфии, М., 1970
  • Вавилов Н., Свет и цвет в природе
  • Гуревич М. М., Цвет и его измерение, М. — Л., 1950
  • Кустарёв А. К., Колориметрия цветного телевидения, М., 1967
  • Ивенс Р. М., Введение в теорию цвета, пер. с англ., М., 1964
  • Петрушевский Ф. Ф. Цвет тел // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Уилан Б., Гармония цвета: Новое руководство по созданию цветовых комбинаций / Б. Уилан; Пер. с англ. Г. Щёлоковой. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2005
  • Яковлев Б., Цвет в живописи // Художник. 1961, № 3. С. 27—31
  • Wyszecki G., Stiles W. S., Color science, N. Y. — L. — Sydney, 1967.
  • Deane B. Judd and Gunter Wyszecki — Color in business, science and industry 1975, ISBN 0-471-45212-2

Ахроматические цвета, коричневый цвет, цветовые гармонии и композиция

Как вы уже могли заметить, что ни белый, ни чёрный, ни серый цвет не входят в состав цветового круга, а всё потому, что они являются, во-первых не спектральными, а во-вторых ахроматическими (т.е. не цветными). Так вот, ахроматические цвета: чёрный, белый и их оттенок – серый, очень хорошо сочетаются со всеми спектральными цветами цветового круга, так как являются нейтральными к хроматическим, и имеют всего одну качественную характеристику – светлоту. Они отлично дополняют хроматические цвета, подчёркивают их, и вносят дополнительную гармонию в цветовую гамму. На практике вы можете использовать и сочетать ахроматические цвета вместе с хроматическими в любом количестве.

Что же касается коричневого цвета, то тут всё несколько сложнее. Поскольку он, является третичным цветом, т.е. смешанным, то большое значение имеет то, от какого именно цвета он произошёл. Если коричневый образован на основе подмешивания чёрного в любой из этих цветов: красный, красно-оранжевый, оранжевый, то сочетание этих цветов создаётся по общим правилам цветового круга.

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов

А если коричневый создан на смешении основных цветов, например красного и зелёного, то необходимо руководствоваться ещё одним правилом сочетания цветов: не стоит использовать в композиции одновременно чистые и смешанные («грязные») цвета. Это означает, что коричневый цвет и его оттенки будет плохо сочетаться с основными цветами цветового круга, т.е. красным, синим, жёлтым, а также с вторичными цветами цветового круга: зелёным, оранжевым и фиолетовым.

При этом, любой из оттенков коричневого, так же как и любые другие хроматические, лучше всего будет сочетаться с ахроматическими и смешанными третичными цветами. Надеюсь, что я не запутал вас окончательно.

Ну а теперь вам необходимо ещё узнать кое-что о цветовых гармониях. Цветовые гармонии – это хроматические и ахроматические гармоничные цвета, собранные в единую цветовую композицию на основе принципов контраста либо нюанса.

Когда вы при помощи цветового круга выберите подходящую цветовую палитру гармоничных друг другу цветов, их ещё следует сгруппировать в композицию. Цветовая композиция, как же, как и архитектурная композиция, строится либо на основе контраста, либо нюанса. Начнём с нюансной композиции. Если вы выбрали аналогичную триаду цветов (т.е. три соседних на цветовом круге) и в одинаковой насыщенности, то у вас получится нюансная композиция, т.к. как все цвета одинаковой насыщенности и среди них нет доминанты, а также они мало чем, кроме цветового тона, отличаются.

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов

Контрастные цветовые композиции, напротив, строятся на сильном различии цветов друг от друга, как по цвету, так и по насыщенности. Причём контрастная цветовая композиция может быть построена даже в монохромной и ахроматической цветовой гамме. Например, чёрный и белый цвет сильно контрастны. А если вы возьмёте какой-нибудь хроматический цвет в разной насыщенности, например, тёмно-синий и светло-синий, то они также будут контрастны (сильный контраст), хотя и находятся в одном цветовом секторе цветового круга.

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов

И последним гармоничным контрастным сочетанием цветов (сильный контраст) является композиция из противоположных друг другу цветов в цветовом круге: например: зелёный и красный, даже при одинаковой насыщенности.

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов

А на этом наш сегодняшний урок по принципам сочетания цветов окончен. До скорых встреч в школе дизайна Studyas.com. 

Похожие материалы:

Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, нажмите кнопку вашей любимой социальной сети:

Цвета цветового круга

Однако цветовой круг – это плоское (в прямом смысле слова) представление общей цветовой модели, мы не ограничены 12 цветами, а пользуемся тысячами и тысячами оттенков. Полная модель выглядит в виде шара, где оттенки цветового круга – экватор, а полюсами являются белый и черный цвет:

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов

А разворот уже будет содержать информацию о взаимодействии оттенков в цветовом шаре: от пастельных тонов до темных.

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов

Внутри этого шара есть ось: от белого до черного – средне-серого цвета. Это позволяет при любом разрезе шара видеть градиент от серого до светлого или темного тона любого цвета.

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов

Если представить не утрированно сегментированный шар, а с радужным градиентом, то в него поместятся все возможные оттенки.

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов

Круг цветовых сочетаний

Несмотря на то, что инструмент был разработан давно, его практическое применение до сих пор актуально. Он не просто дает представление о цвете и построении оттенков, но и учит эффективно сочетать их.

Круг цветовых сочетаний имеет набор цветовых схем.

Двухцветная гармония дополнительных цветов. Если смешать такие цвета на палитре, то они дадут грязно-коричневый оттенок, но в теории при их смешивании должен получаться серый. Эти оттенки наиболее контрастны друг к другу, порой смотрятся вызывающе. Такие комбинации чаще используют в искусстве, чтобы добиться более ярких образов.

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов

Предельно удаленные пары. Такое сочетание яркое, но более мягкое в отличие от дополнительных цветов. Оно более приемлемо для одежды и интерьера.

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов

Смежные и похожие цвета не образуют контраста, но могут поддержать гармонию. Их используют для подчеркивания основного оттенка или как дополнение в многоцветной гармонии.

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов

Триадное сочетание по цветовому кругу начинается с подобных оттенков, которые как и два подобных не создают контраст, но поддерживают гармонию.

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов

Классическая триада и контрастная триада – это схема трехцветного сочетания по цветовому кругу по принципу треугольника: равностороннего и острого. Самые красивые сочетания можно создать по принципу острого, однако равносторонний дает мягкие, сбалансированные сочетания.

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов

Существует 4 варианта четырехцветного сочетания по цветовому кругу:

Это четырехцветная контрастная гармония: она создана на основе контрастной триады и является ее близкий родственником. Такие сочетания броские, импозантные.

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов

Четырехцветная классическая гармония родственник гармонии основанной на равностороннем треугольнике. Она более мягкая, но полная по тонам.

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов

Квадратная гармония и прямоугольная гармония – это четырехцветные сочетания, как и две прямоугольные, имеют туже зависимость. Определение цветов с помощью квадрата дает более мягкую гамму, нежели прямоугольный метод.

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов

Шестицветная гармония создается с помощью фигуры равностороннего шестигранника. Это сложное сочетание, которое очень сложно подобрать самостоятельно, поэтому полезность этого инструмента очевидна.

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов

Составления сочетаний – довольно сложная работа и далеко не все, даже профессионально связанных с цветом люди, могут построить в голове идеальную гармонию, которая устраивала бы их по всем параметрам. Поэтому для того чтобы в любых условиях можно было работать с цветом существует картонный инструмент — цветовой круг.

Если брать во внимание цветовой шар, то сам цветовой круг может содержать множество оттенков, для которых принципы сочетабельности по классическому кругу будет актуальным

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов

Читайте дальше: по каким еще принципам строятся комбинации цвета?

ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ (нажать на картинку)

<?php /* the_tags( );*/ ?>

Неоднозначность понятия цвет и восприятие цветов

Основная статья: Психология восприятия цвета

Спектр на экране монитора (справа добавлен пурпурный участок).Яркость на красном, зелёном и синем прямоугольниках под спектром показывает относительную интенсивность ощущения на каждом из трёх независимых типов колбочек — рецепторов человеческого зрения.

Понятие «цвет» имеет два смысла: оно может относиться как к психологическому ощущению, вызванному отражением света от некого объекта (оранжевый апельсин), так и быть однозначной характеристикой самих источников света (оранжевый свет). В первом случае речь идёт о субъективно воспринимаемом цвете, зависящем от множества параметров, во втором — исключительно длине волны наблюдаемого излучения. Соответствие объективной длины волны субъективному цветовому ощущению может варьироваться, поэтому свет с одинаковой длиной волны может восприниматься как разные оттенки цвета.

Различный спектральный состав света может давать одинаковый отклик на зрительных рецепторах (эффект метамерии цвета).

Ощущение цвета зависит от комплекса физиологических, психологических и культурно-социальных факторов. Существует т. н. цветоведение — анализ процесса восприятия и различения цвета на основе систематизированных сведений из физики, физиологии и психологии. Носители разных культур по-разному воспринимают цвет объектов

В зависимости от важности тех или иных цветов и оттенков в обыденной жизни народа, некоторые из них могут иметь большее или меньшее отражение в языке. Способность цветораспознавания имеет динамику в зависимости от возраста человека

Сочетания цветов воспринимаются гармоничными (гармонирующими) либо нет. Субъективный аспект восприятия цвета известен также как квалиа.

Существует цветотерапия — лечение цветом.

Примечания

  1. Гагарин А. П. // Физическая энциклопедия : / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Большая российская энциклопедия, 1994. — Т. 4: Пойнтинга — Робертсона — Стримеры. — С. 460. — 704 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-85270-087-8.
  2. Cuthill, Innes C. Ultraviolet vision in birds // Advances in the Study of Behavior / Peter J.B. Slater. — Oxford, England : Academic Press, 1997. — Vol. 29. — P. 161. — ISBN 978-0-12-004529-7.
  3. Jamieson, Barrie G. M. Reproductive Biology and Phylogeny of Birds. — Charlottesville VA : University of Virginia, 2007. — P. 128. — ISBN 1578083869.
  4. Hutchison, Niels . Colour Music (2004). Дата обращения 11 августа 2006.
  5. Thomas J. Bruno, Paris D. N. Svoronos. CRC Press, 2005.

Ахроматические цвета

Оттенки серого (в диапазоне белый — чёрный) носят парадоксальное название ахроматических (от греч. α- отрицательная частица + χρώμα — цвет, то есть бесцветных) цветов.
Парадокс разрешается, когда становится ясно, что под «отсутствием цвета» здесь понимается, естественно, не отсутствие цвета как такового, а отсутствие цветового тона, конкретного оттенка спектра. Наиболее ярким ахроматическим цветом является белый, наиболее тёмным — чёрный.

                                               

При максимальном снижении насыщенности любого хроматического цвета тон оттенка становится неразличимым, и цвет переходит в ахроматический.

Характеристики цвета

Каждый цвет обладает количественно измеряемыми физическими характеристиками (спектральный состав, яркость).
В терминологии существует путаница между русским и английским языками, связанная с отличием перевода разговорных слов и их использования при обозначении конкретных терминов, эта путаница иногда переносится из английской литературы и в русский язык из-за неточности перевода. Для её разрешения следует сравнить перевод разговорных слов и их научное соответствие.

Слово — формальный разговорный перевод — значение термина:

Brightness — Яркость — Светлота (цвета).

Contrast — Контраст, контрастность — Яркость цвета, насыщенность.

Любой цвет может задаваться тремя характеристиками, тремя координатами: цветовой тон, светлота цвета, насыщенность.

Цветовой тон

Основная статья: Тон (цвет)

Цветовой тон — характеристика цвета, отвечающая за его положение в спектре: любой хроматический цвет может быть отнесён к какому-либо определённому положению в цветовом спектре. Оттенки, имеющие одно и то же положение в спектре (но различающиеся, например, насыщенностью и яркостью), принадлежат к одному и тому же тону. При изменении тона, к примеру, синего цвета в зелёную сторону спектра он сменяется голубым, в обратную — фиолетовым.

                                               

Иногда изменение цветового тона соотносят с «теплотой» цвета. Так, красные, оранжевые и жёлтые оттенки, как соответствующие огню и вызывающие соответствующие психофизиологические реакции, называют тёплыми тонами, голубые, синие и фиолетовые, как цвет воды и льда — холодными. Следует учесть, что восприятие «теплоты» цвета зависит как от субъективных психических и физиологических факторов (индивидуальные предпочтения, состояние наблюдателя, адаптация и др.), так и от объективных (наличие цветового фона и др.). Самым тёплым цветом является красный, самым холодным — синий.

Следует отличать физическую характеристику некоторых источников света — цветовую температуру от субъективного ощущения «теплоты» соответственного цвета. Цвет теплового излучения при повышении температуры проходит по «тёплым оттенкам» от красного через жёлтый к белому, но максимальную цветовую температуру имеет цвет циан.

Ещё одна характеристика, связанная с цветовым тоном — «активность» и «пассивность» цвета. Самым активным называется красный цвет, наиболее пассивен, спокоен — зелёный.

Светлота

Основная статья: Светлота (цвет)

Одинаково насыщенные оттенки, относимые к одному и тому же цвету спектра, могут отличаться друг от друга степенью светлоты (английское соответствие — Brightness). К примеру, при уменьшении светлоты синий цвет постепенно приближается к чёрному, а при увеличении — к белому.

                                               
                                       

Любой цвет при максимальном снижении светлоты становится чёрным.

Следует отметить, что светлота, как и прочие цветовые характеристики реального окрашенного объекта, значительно зависят от субъективных причин, обусловленных психологией восприятия.

Насыщенность, яркость

Основная статья: Насыщенность (цвет)

Насыщенность — степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического, «глубина» цвета. Два оттенка одного тона могут различаться степенью блёклости. При уменьшении насыщенности каждый хроматический цвет приближается к серому.

                                               

Светлота тона

Понятие светлоты может относиться не к конкретному цвету, а только к оттенку спектра, тону, независимо от светлоты цвета и насыщенности. Цвета, имеющие различные тона при одинаковой светлоте цвета и насыщенности, воспринимаются нами с разной светлотой. Жёлтый тон — самый светлый, синий — самый тёмный. Один из способов определения светлоты тона цвета — посмотреть или представить его в полумраке (насколько светлым он выглядит). Ниже показано различие светлоты синего и жёлтого оттенков на трёх парах различных светлот цветов этих оттенков. Видно, что при большой светлоте цвета жёлтый отличим от белого меньше, чем синий, при малой же синий меньше отличим от чёрного.

                                               

Излучение Солнца. Спектр излучения, солнечная постоянная. Актинометр.

Наложение красного и синего цвета дает фиолетовый цвет, зеленого и синего — бирюзовый, красного и зеленого — желтый.

Приведенный график показывает относительную спектральную чувствительность глаза к излучениям различных длин волн (так называемая кривая видности). Кривая видности красного цвета соответствует чувствительности глаза при дневном свете, а синяя — при сумеречном свете. Максимальная чувствительность глаза при дневном свете достигается на длине волны 555 нм, а при сумеречном свете — на длине волны 510 нм. Максимальная чувствительность глаза в обоих случаях принимается за единицу. Отличие между этими двумя кривыми видности объясняется тем, что дневной и сумеречный свет  воспринимаются различными рецепторами глаза (палочками при сумеречном свете и колбочками при дневном свете). При этом палочки обеспечивают чёрно-белое зрение и обладают очень высокой чувствительностью. Колбочки же позволяют человеку различать цвета, но их чувствительность гораздо ниже. В темноте работают только палочки — именно поэтому ночью воспринимаемое изображение серое.

Крутая шпаргалка по сочетанию цветовКак мы можем видеть из кривой видности, глаз способен воспринимать свет на длинах волн примерно от 400 нм до 760 нм. В условиях адаптации к темноте глаз может также немного видеть инфракрасный свет с длиной волны до 950 нм и ультрафиолетовый свет с длиной волны не меньше 300 нм. Границы частотного диапазона видимого света, а также сама форма кривой видности человеческого глаза были сформированы в процессе длительной эволюции, приспособившись к условиям освещения земных предметов солнечным светом, а также к условиям сумеречного и ночного освещения. Действительно, было бы биологически нецелесообразно, если бы глаз обладал способностью принимать излучение с длинами волн короче 290 нм, так как из-за наличия озонового слоя в атмосфере земли, поглощающего ультрафиолетовые лучи, спектр солнечного излучения вблизи поверхности Земли практически обрывается на длине волны 290 нм. С другой стороны, из-за теплового излучения самого глаза, его высокая чувствительность к инфракрасному излучению сделала бы невозможной работу глаза в условиях солнечного освещения.

Ультрафиолетовое излучение, невидимое для глаза, воздействует, тем не менее, на кожу. Под действием ультрафиолета, который присутствует в солнечном свете, в коже вырабатывается особый пигмент, интенсивно отражающий эту часть солнечного спектра. При этом кожа приобретает характерный оттенок, известный как загар, а вероятность её ожога сильно уменьшается. Почему же нельзя загореть через оконное стекло? Дело в том, что обычное оконное стекло не пропускает ультрафиолетовых лучей и, следовательно, солнечный свет, прошедший через стекло, не может вызвать загар. Загореть можно только через кварцевое стекло, прозрачное для ультрафиолета.

Крутая шпаргалка по сочетанию цветовСпектр оптического пропускания синтетического кварцевого стекла Suprasil 300, оптического стекла BK 7 и обычного стекла. Спектр видимого света лежит примерно в пределах от 400 нм до 800 нм.

В отличие от обычного стекла, которое состоит из смеси различных компонент, кварцевое стекло состоит только из оксида кремния, а количество примесей других химических элементов чрезвычайно мало. Это приводит к тому, что кварцевое стекло обладает чрезвычайно широким спектром пропускания и малым поглощением света (обычное оконное стекло поглощает столько же света, сколько и кварцевое стекло толщиной в 100 метров). Это обуславливает широкое применение кварцевого стекла в оптике. Если позволяют средства, вы можете застеклить на даче одно из окон кварцевым стеклом и загорать зимой.

История

Круг цветов Ньютона из книги «Оптика» (), показывающий взаимосвязь между цветами и музыкальными нотами. Цвета спектра от красного до фиолетового разделены нотами, начиная с ре (D). Круг составляет полную октаву. Ньютон расположил красный и фиолетовый концы спектра друг рядом с другом, подчёркивая, что из смешения красного и фиолетового цветов образуется пурпурный.

Первые объяснения причин возникновения спектра видимого излучения дали Исаак Ньютон в книге «Оптика» и Иоганн Гёте в работе «Теория Цветов», однако ещё до них Роджер Бэкон наблюдал оптический спектр в стакане с водой. Лишь спустя четыре века после этого Ньютон открыл дисперсию света в призмах.

Ньютон первый использовал слово спектр (лат. spectrum — видение, появление) в печати в 1671 году, описывая свои оптические опыты. Он обнаружил, что, когда луч света падает на поверхность стеклянной призмы под углом к поверхности, часть света отражается, а часть проходит через стекло, образуя разноцветные полосы. Учёный предположил, что свет состоит из потока частиц (корпускул) разных цветов, и что частицы разного цвета движутся в прозрачной среде с различной скоростью. По его предположению, красный свет двигался быстрее чем фиолетовый, поэтому и красный луч отклонялся на призме не так сильно, как фиолетовый. Из-за этого и возникал видимый спектр цветов.

Ньютон разделил свет на семь цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, индиго и фиолетовый. Число семь он выбрал из убеждения (происходящего от древнегреческих софистов), что существует связь между цветами, музыкальными нотами, объектами Солнечной системы и днями недели. Человеческий глаз относительно слабо восприимчив к частотам цвета индиго, поэтому некоторые люди не могут отличить его от голубого или фиолетового цвета. Поэтому после Ньютона часто предлагалось считать индиго не самостоятельным цветом, а лишь оттенком фиолетового или голубого (однако он до сих пор включён в спектр в западной традиции). В русской традиции индиго соответствует синему цвету.

Гёте, в отличие от Ньютона, считал, что спектр возникает при наложении разных составных частей света. Наблюдая за широкими лучами света, он обнаружил, что при проходе через призму на краях луча проявляются красно-желтые и голубые края, между которыми свет остаётся белым, а спектр появляется, если приблизить эти края достаточно близко друг к другу.

Длины волн, соответствующие различным цветам видимого излучения были впервые представлены 12 ноября 1801 года в Бейкеровской лекции Томасом Юнгом, они получены путём перевода в длины волн параметров колец Ньютона, измеренных самим Исааком Ньютоном. Эти кольца Ньютон получал пропусканием через линзу, лежащую на ровной поверхности, соответствующей нужному цвету части разложенного призмой в спектр света, повторяя эксперимент для каждого из цветов. Юнг представил полученные значения длин волн в виде таблицы, выразив во французских дюймах (1 дюйм=27,07 мм), будучи переведёнными в нанометры, их значения неплохо соответствуют современным, принятым для различных цветов. В 1821 году Йозеф Фраунгофер положил начало измерению длин волн спектральных линий, получив их от видимого излучения Солнца с помощью дифракционной решётки, измерив углы дифракции теодолитом и переведя в длины волн. Как и Юнг, он выразил их во французских дюймах, переведённые в нанометры, они отличаются от современных на единицы. Таким образом, ещё в начале XIX века стало возможным измерять длины волн видимого излучения с точностью до нескольких нанометров.

В XIX веке, после открытия ультрафиолетового и инфракрасного излучений, понимание видимого спектра стало более точным.

В начале XIX века Томас Юнг и Герман фон Гельмгольц также исследовали взаимосвязь между спектром видимого излучения и цветным зрением. Их теория цветного зрения верно предполагала, что для определения цвета глаз используются рецепторы трёх различных типов.

Список источников

  • studyas.com
  • magictemple.ru
  • wikiredia.ru
  • lookcolor.ru
  • howlingpixel.com
  • StudFiles.net
  • ucheba.medgum.ru
Читайте так же:  Светодиодная лента под натяжной потолок
Ссылка на основную публикацию