Проверка ламп дневного света мультиметром

Назначение и виды ДПДЗ

Датчика положения дроссельной заслонки генерирует электрический сигнал, соответствующий углу открытия воздушной заслонки. Показания необходимы для корректной работы контроллера (ЭБУ). Этот сигнал вмести с данными от других датчиков используется контроллером при формировании импульсов впрыска топлива, и искрообразования.

Вне зависимо от конструкции, ДПДЗ можно представить себе как потенциометр: один вывод которого подключен к массе, а другой к питанию бортовой сети. Напряжение, соответствующие положению заслонки снимается с вывода, аналогичного подвижному контакту.

Устанавливается он на корпусе дроссельной заслонки со стороны противоположной приводу воздушной заслонки. Его подвижный элемент механически связан с осью заслонки.

Виды ДПДЗ:

  1. пленочно-резистивный. Представляет собой обычный потенциометр. Их моторесурс достигает 50 тыс. км пробега;
  2. бесконтактный (магниторезистивный). Принцип работы основан на эффекте Холла. Время безотказной работы зависит только от качества исполнения механической части устройства. Стоит устройство такого типа, конечно же, намного дороже пленочно-резистивных.

Симптомы неисправности

Проверка датчика положения дроссельной заслонки необходима в следующих случаях:

  • ухудшение динамики разгона.
  • повышенная, пониженная, или нестабильная частота вращения коленвала на холостом ходу.
  • рывки при движении по ровной дороге с неизменным нажатием педали акселератора.
  • остановка двигателя на нейтрали.
  • остановка двигателя во время переключения передач.
  • двигатель не развивает максимальную мощность.

Причины возникновения неисправностей

  • Основными причинами выхода из строя пленочно-резистивных ДПДЗ является механический износ резистивного слоя и движка потенциометра, а также попадание грязи на рабочую поверхность.
  • У магниторезистивных встречается тоже две причины отказов: поломка движущегося узла и отказ электронного преобразователя магнитных сигналов в постоянное напряжение.

Функции пускорегулирующей аппаратуры

Многие лампы дневного света до сих пор работают с электромагнитной пускорегулирующей аппаратурой – ЭмПРА, она же балласт. Простейшее устройство этого типа является обычным индуктивным сопротивлением, в состав входит металлический сердечник с намотанным на него медным проводом. Такая конструкция вызывает заметную потерю мощности, сопровождающуюся выделением большого количества теплоты.

Самая простая и дешевая – схема ЭмПРА со стартером. Ее работа осуществляется следующим образом. После включения питания, напряжение через обмотку дросселя и вольфрамовые нити поступает на электроды стартера.

Проверка ламп дневного света мультиметром

Сам стартер представляет собой небольшую колбу, наполненную газом. Под действием напряжения происходит образование тлеющего разряда. Начинается свечение инертного газа и его одновременный нагрев. Это приводит к включению контактов биметаллического датчика и образованию в цепи замкнутого контура, обеспечивающего нагрев нити самой лампы. Затем начинается процесс термоэлектронной эмиссии.

На электродах стартера напряжение падает, уменьшается и разряд с одновременным понижением температуры. Контакты биметаллической пластины размыкаются, и подача тока прекращается. В работу включается дроссель, в котором образуется ЭДС самоиндукции. За счет этого между нитями накала возникает кратковременный разряд, достигающий нескольких тысяч вольт. Он пробивает среду инертного газа с ртутными парами, что приводит к появлению дуги, испускающей свет. В этот период стартер уже не работает, а дроссель за счет индуктивного сопротивления выполняет функцию ограничения тока, чтобы избежать перегорания элементов схемы.

В настоящее время появилась электронная пускорегулирующая аппаратура – ЭПРА, которая стала более совершенной и работоспособной. Данные устройства монтируются непосредственно в осветительные приборы, поскольку являются компактными и занимают очень мало места. Срок эксплуатации ламп с такой аппаратурой существенно увеличился. Свет стал более ровным и качественным, в нем полностью отсутствуют мерцания, пагубно влияющие на зрение.

Проверка ламп дневного света мультиметром

Электроды разогреваются очень быстро, буквально за доли секунды, после чего наступает плавное включение освещения. Так же легко светильники включаются и при низких температурах. Розжиг осуществляется под действием импульса высокого напряжения, затем начинается ровное горение при постоянной повышенном напряжении.

Основой схемы ЭПРА служит двухтактный преобразователь напряжения, которые может иметь полумостовую или мостовую конструкцию. В большинстве случаев используется первый вариант, в котором напряжение выпрямляется диодным мостом, после чего его сглаживает конденсатор до значения постоянного напряжения. Высокая частота создается полумостовым инвертором.

Также в схеме имеется трансформатор с тремя обмотками: основная подает напряжение к лампе, а две дополнительные выполняют открытие ключей на транзисторах.

Неисправности в электронном балласте

В современных ЛЛ больше применяется электронная пускорегулирующая аппаратура (ЭПРА). Для ее проверки берется такое же заведомо исправное устройство с аналогичными параметрами и подключается с соблюдением схемы к проверяемой лампе. Если светильник нормально заработал, то причина неисправности в блоке.

Не стоит спешить выбрасывать старый блок. Вполне возможно, что всего лишь перегорел предохранитель (рисунок ниже – цифра 1). Он заменяется на аналогичный, с одинаковым диаметром, плавкой проволочки или вставки.

При исправном предохранителе мультиметром проверяются все резисторы, конденсаторы и прочие детали в схеме.

Проверка ламп дневного света мультиметром

Когда нити накала еле светятся, это связано чаще всего с пробоем конденсатора между ними (цифра 2 на рисунке). Его меняют на аналогичный, но с рабочим напряжением около 2 кВ. На дешевых балластах часто выходят из строя конденсаторы всего на 250-400 В.

Могут выйти из строя транзисторы (цифра 3 на рисунке) из-за скачков напряжения. При работе сварочного аппарата или другой мощной нагрузке ЛЛ лучше выключать. Замену легко найти по аналогу, обозначение которого находится по таблицам или взять отработанный балластник.

Расшифровка первых букв иностранных производителей носит рекламный характер, что создает трудности в определении взаимозаменяемости ламп.

Проверка ламп дневного света мультиметром

Балластник энергосберегающей лампы

После замены каждой радиодетали проверяется работоспособность электронного балласта путем последовательного включения с лампой накаливания мощностью 40 Вт.

Без нагрузки импульсное устройство ЭПРА быстро выходит из строя

Поэтому в схемах с электронным балластом особое внимание следует уделять отсутствию нарушений контактов

Поэтому перед включением ЛЛ надо обеспечить надежность контактов электрической цепи.

Импульсный блок питания отработанной энергосберегающей лампы вполне может подойти даже для большой ЛЛ. Нужно снять пластиковый цоколь и правильно подключить контакты колбы к нитям накала трубки.

При установке ЭПРА от другой лампы мощность блоков питания должна быть близкой по величине.

Не всегда удается найти для замены блока питания такое же устройство к встроенным потолочным светильникам на 4 лампы.

Проверка ламп дневного света мультиметром

Потолочный светильник на 4 лампы

Провода нового ЭПРА нужно соединять с патронами ЛЛ по его схеме. Схему контактных соединений придется переделать. Сначала она собирается на скрутке с обычной изоляцией. При этом на один из концов следует предварительно надеть кусок термоусадочного провода – кембрика. После того как все лампы начнут загораться, изоляция убирается, провода протравливаются паяльной кислотой с последующей пайкой. При аккуратном и точном выполнении ничего сложного в такой работе нет.

Читайте так же:  Xenonshop.ru Блог Тест и сравнение силы света светодиодных и галогеновых ламп HB4 для ПТФ

Особенно электронный балласт боится, когда путают фазу и ноль.

Электромагнитная пускорегулирующая аппаратура

Главным элементом ЭмПРА (электромагнитной пускорегулирующей аппаратуры) является балластное сопротивление (дроссель) в виде катушки с железным сердечником, подключенной последовательно к лампе. Дроссель обеспечивает стабильность разряда и ограничивает ток светильника, когда это необходимо.

Проверка ламп дневного света мультиметром

Схема люминесцентной лампы с ЭмПРА

При включении балластное сопротивление ограничивает стартовый ток, пока разогреваются электроды (катоды), а затем создает повышенное напряжение для зажигания лампы. Такое решение является простым и надежным. К нему предъявляются следующие требования:

  • минимум потерь мощности;
  • температура нагрева не должна превышать 60 0 С;
  • минимальные масса и габариты;
  • отсутствие гудения.

Следующим важным элементом для запуска ЛЛ является стартер тлеющего разряда.

Проверка ламп дневного света мультиметром

Стартер тлеющего разряда

Его назначение следующее: замыкание электрической цепи лампы при запуске, после чего часть напряжения падает на балластнике, а другая – идет на нагрев катодов; размыкание контактов, шунтирующих лампу при разогреве электродов. В результате возникает импульс высокого напряжения, приложенного к лампе, который ее зажигает.

После того как подается питание на лампу, в стартере появляется разряд, нагревающий биметаллические контакты. Они замыкаются, вызывая увеличение тока в лампе и разогрев катодов. Затем происходит остывание контактов стартера, и снова происходит их размыкание. При этом в цепи создается высоковольтный импульс от явления самоиндукции в дросселе, приводящий к зажиганию лампы.

Почему перегорают люминесцентные лампы.

Электроды люминесцентной лампы, как и у ламп накаливания делаются из вольфрамовой нити, но только покрытой активной массой из щелочных металлов. Без нее вольфрамовая спираль очень быстро бы сгорела от перегрева в результате образования между нитями разряда, а так обеспечивается стабильно тлеющий электрический разряд.

Но со временем покрытие на вольфрамовой нити выгорает или осыпается, особенно процесс усиливается во время Проверка ламп дневного света мультиметромзапуска включения, потому что в этот момент- разряд происходит только на маленьком отрезке нити, вызывая усиленный перегрев ее в этом месте. Поэтому на старых лампах по концам возле цоколя видны потемнения на люминофоре.

Постепенно с выгоранием активной массы электродов— будет происходить все больший их разогрев, из-за этого рано или поздно одна из нитей перегорает. И лампа перестает работать.

Устройство стартера люминесцентных ламп

Конструкция этого элемента достаточно проста. Каждая модель, выпущенная определенным производителем, имеет свои технические характеристики. Это следует учитывать при выборе ламп. Стартер – это стеклянный баллон, внутри которого находится инертный газ. Это может быть смесь гелия с водородом или неон. В баллон впаяны неподвижные металлические электроды. Их выводы проходят через цоколи.

Проверка ламп дневного света мультиметром

Баллон расположен внутри пластмассового или металлического корпуса, имеющего сверху отверстие. Самым популярным материалом для изготовления корпуса является пластик. Справляться с высокой температурой такому корпусу позволяет специальная пропитка. Любой стартер для люминесцентных ламп имеет только две ножки (контакта).

Проверка ламп дневного света мультиметром

Если вынуть конструкцию из корпуса видно саму колбу. Также видно, что параллельно электродам колбы подключен какой-то элемент – это конденсатор. Его емкостью составляет порядка 0,003-0,1 мкф. Конденсатор призван выполнять сразу две функции:

  • — борется с радиопомехами, которые возникают из-за контакта электродов, посредством снижения их уровня.
  • — участвует в процессе зажигания лампы.

Проверка ламп дневного света мультиметром

Проверка ламп дневного света мультиметром

Проверка ламп дневного света мультиметром

Конденсатор снижает импульс напряжения, который формируется при размыкании электродов, и повышает его продолжительность.

Проверка ламп дневного света мультиметром

За счет параллельного включения с электродами конденсатор снижает вероятность их сваривания (залипания). Подобное явление может произойти в процессе размыкания электродов вследствие формирования электрической дуги. Конденсатор в кратчайшие сроки гасит дугу.

Почему мигает выключенная энергосберегающая лампа

Проблем никаких не было, пока не появились в большом количестве энергосберегающие компактные люминесцентные лампы с электронной схемой зажигания. В таких лампах схема питания устроена таким образом, что даже если один провод (как правило, фазный) разорван выключателем с подсветкой, на конденсаторе фильтра может накапливаться заряд.

В результате напряжение возрастет настолько, что его хватит для запуска схемы, и лампа на мгновение зажжется. Это проявляется как
периодическое моргание энергосберегающей лампы после выключения

. Такой же эффект может проявляться и в светодиодных лампах.

Сразу сделаю оговорку, что
моргание может проявляться не только из-за подсветки,

но и вследствие других причин — плохая изоляция проводки, неисправность лампы, очень длинный провод от выключателя до лампы. Например, при разомкнутом фазном проводе на всём своем протяжении от лампы до контакта выключателя этот провод представляет собой антенну. И если провод длинный (20-30 и более метров), и рядом проходит другой провод, на котором есть фаза, то на висящем проводе наводится фаза, мощности которой хватит для вспышек люминесцентной или светодиодной лампы.

Как проверить светодиод мультиметром для последующего монтажа

Перед использованием светодиодов важным этапом является предварительная проверка работоспособности этих приборов. Особенно актуальным этот вопрос становится при монтаже светодиодов в труднодоступных местах. Например, при установке светодиодов в светильниках, располагаемых на уличных мачтах или потолках промышленных предприятий.

Проверка исправности и технических характеристик светодиодов

Проверка ламп дневного света мультиметромКак и для обычного диода, наиболее простым методом оценки работоспособности является проверка светодиодов тестером или мультиметром. Для этого достаточно подключить его анодом к плюсу измерительного прибора, а катодом — к минусу. Чтобы правильно различать анод и катод необходимо помнить, что обычно вывод анода у светодиода длиннее вывода катода. Но такой «прозвон» возможен только для таких светодиодов, у которых малое рабочее напряжение. Для мощных, с повышенным рабочим напряжением — такой метод неприемлем.

Для оценки исправности светодиодов можно использовать имеющийся в мультиметре разъем для проверки транзисторов.

С помощью мультиметра можно проверить ёмкость и сопротивление конденсаторов. Как это сделать, можно узнать тут.

При этом вывод анода светодиода надо вставить в отверстие, предназначенное для эмиттера проверяемого транзистора (обозначение Е), а вывод катода — в отверстие, в которое должен вставляться коллектор проверяемого транзистора (обозначение C для PNP). При включении мультиметра исправный светодиод будет гореть.

Часто требуется более точное обследование светодиода. Особенно, это касается мощных светодиодов, характеристики которых предназначены для работы с токами в сотни миллиампер и более.

Как произвести точное тестирование на работоспособность?

Проверка ламп дневного света мультиметромДля более точного тестирования исправности светодиода, кроме мультиметра требуется дополнительный источник стабилизированного тока. Тестирование производится следующим образом:

  1. Собирается схема из последовательного включения стабилизированного источника тока, светодиода и мультиметра (предел измерения тока в мультиметре устанавливается в 10 А).
  2. В стабилизированном источнике тока выставляется номинальный ток светодиода, величина которого контролируется с помощью мультиметра.
  3. Источник питания выключается.
  4. Мультиметр подключается параллельно светодиоду (предел измерения напряжения в мультиметре устанавливается в 20 В).
  5. После включения источника тока производится измерение рабочего напряжения на светодиоде.
  6. По полученным данным и вольт амперной характеристике светодиода, приведенной в паспорте на прибор, производится проверка соответствия измеренных и паспортных значений тока и напряжения.
  7. По результатам сравнения делается вывод об исправности светодиода и возможности его эксплуатации.
Читайте так же:  Какие инфракрасные лампы для обогрева помещений лучше выбрать

Владельцам автомобиля и водителям полезно уметь проверять на работоспособность составляющие элементы своего транспортного средства. Как проверить аккумулятор, можно узнать из этой статьи, а как генератор — научит другая.

При сравнении паспортных и измеренных основных характеристик светодиода необходимо учитывать:

  • точности измерений тока и напряжения;
  • тот факт, что вольт амперная характеристика данного типа светодиода отражает усредненную зависимость тока от напряжения.

Вольт амперная характеристика конкретного экземпляра светодиода может несколько отличаться от паспортной характеристики.

Выводы:

1. Перед монтажом светодиодов желательно произвести проверку их работоспособности.

2. При предварительной проверке исправности светодиодов можно использовать мультиметр.

3. Для тщательного тестирования светодиодов, особенно мощных, необходимо использовать схему, включающую мультиметр и источник стабилизированного тока.

Проверка электромагнитных реле

Электромагнитные реле состоят из электромагнита (катушки индуктивности) и контактов. Про катушки индуктивности мы уже поговорили. Добавлю только, что реле постоянного тока не чувствительны к короткозамкнутым виткам, а реле переменного тока чувствительны.

Для проверки контактов необходимо тестером проверить наличие проводимости между нормально замкнутыми выводами и отсутствие проводимости между нормально разомкнутыми. Далее на реле надо подать напряжение, соответствующее параметрам реле, и проверить наличие проводимости между нормально разомкнутыми выводами и отсутствие проводимости между нормально замкнутыми.

Я встречался с такой экзотической неисправностью реле, когда контакты просто приварились друг к другу. Нормально разомкнутые контакты перестали размыкаться при отсутствии напряжения на обмотке.

(читать дальше…) :: (в начало статьи)

 1   2 

:: ПоискТехника безопасности :: Помощь

 

К сожалению в статьях периодически встречаются ошибки, они исправляются, статьи дополняются, развиваются, готовятся новые. Подпишитесь, на новости, чтобы быть в курсе.

Если что-то непонятно, обязательно спросите!Задать вопрос. Обсуждение статьи.

Еще статьи

Дроссель, катушка индуктивности. Принцип работы. Математическая модель…
Катушка индуктивности, дроссель в электронных схемах. Принцип работы. Применение…

Изготовление дросселя, катушки индуктивности своими руками, самому, са…
Расчет и изготовление катушки индуктивности, дросселя. Типовые электронные схемы…

Проверка биполярного, полевого транзисторов, МОП, FET, MOSFET. Провери…
Как проверить исправность биполярного и полевого транзисторов. Методика испытани…

Преобразователь однофазного в трехфазное. Конвертер одной фазы в три. …
Схема преобразователя однофазного напряжения в трехфазное….

Практика проектирования электронных схем. Самоучитель электроники….
Искусство разработки устройств. Элементная база радиоэлектроники. Типовые схемы….

Плавная регулировка яркости свечения люминесцентных ламп дневного свет…
Схема драйвера для плавной регулировки яркости свечения ламп дневного света. Дра…

Лабораторный импульсный автотрансформатор, латр. Схема, конструкция, у…
Схема импульсного ЛАТРа для самостоятельной сборки….

Детектор, датчик, обнаружитель скрытой проводки, разрывов, обрывов. Сх…
Схема прибора для обнаружения скрытой проводки и ее разрывов для самостоятельног…

Устранение неисправности проводится в следующем порядке

  • Лампу переставить так, чтоб неисправный и нормально светящиеся концы ее поменялись местами. Если при таковой перестановке свечение будет отсутствовать, данная лампа является дефектной и должна быть заменена новейшей.
  • Если при замене лампы нет свечения, нужно проверить схему включения и патрон лампы, убрать их замыкания, в случае необходимости патрон поменять.

Нажмите кнопку ЕЩЕ Одноклассники .

Свечение на концах лампы имеется и сохраняется долгое время, но лампа не загорается. Причину необходимо находить в неисправности стартера, патрона либо проводки. Если стартер вытащить и свечение пропадет, означает, данный стартер подлежит подмене. Если и при отсутствии стартера на концах лампы будет свечение, нужно проверить проводку, патрон стартера и убрать имеющиеся в их замыкания.

На концах включенной лампы возникает и исчезает мерклое оранжевое свечение, лампа не загорается и через некое время свечение вообщем исчезает. Такая лампа должна быть заменена, потому что в нее попал воздух.

Если лампа зажигается нормально, но уже в 1-ые часы горения наблюдается сильное потемнение ее концов и через некое время она перестает загораться, то неисправен дроссель, т.к. пусковой и рабочий токи имеют значения, не надлежащие вольтамперной характеристике.

Для этого нужно проверить значение пускового и рабочего токов. В отдельных случаях раннее потемнение концов лампы может быть вызвано нехорошим качеством ее катодов.

Если лампа зажигается нормально, но при горении разряд не заполняет умеренно все место меж электродами и на отдельных участках извивается в виде змейки, то неисправен дроссель — ток лампы очень велик. Нужно проверить значение пускового и рабочего токов лампы, и, если они выходят за границы, обозначенные в вольтамперной характеристике, дроссель должен быть заменен новым. Если значение токов не выходит за границы, то в отдельных случаях может быть неисправна сама лампа — ее катоды обработаны недостаточно отлично. Лампу следует пару раз погасить и зажечь, повернуть ее в патронах вокруг своей оси на 120° и снова зажечь и погасить. Если и после чего разряд не заполнит все место меж электродами, лампу необходимо поменять.

Если лампа временами загорается и угасает, то неисправна лампа и стартер. Лампа неисправна, т.к. падение напряжения на лампе во время ее горения превосходит напряжение зажигания разряда в стартере. Нужно проверить падение напряжения в лампе. Если оно превосходит значения, обозначенные в таблице, то данная лампа должна быть заменена новейшей. Если напряжение зажигания разряда в стартере ниже мало допустимого значения, означает неисправен стартер.

Лампа зажигается нормально, но пылает очень меркло, световой поток, излучаемый лампой, недостаточен. Это разъясняется тем, что дроссель не обеспечивает соответствующего режима работы лампы. Если рабочий ток лампы меньше, чем мало допустимое значение, обозначенное в таблице, то следует поменять дроссель. Если ток лампы не выходит за нижний предел, означает, лампа должна быть заменена, так как в ней не много ртути.

Если при включении установки перегорают спирали лампы, то должен быть заменен дроссель, т.к. в его обмотке отчасти либо вполне пробита изоляция.

При хоть какой неисправности в установке с люминесцентными лампами установка должна быть немедля отключена. Причина неисправности должна быть выяснена и устранена, так как неисправность 1-го элемента может привести к порче других.

Проверка дросселя и стартера

Чаще всего неисправности возникают в светильниках, использующих пускорегулирующую аппаратуру старого образца. Поэтому нужно хорошо представлять себе, как проверить стартер, дроссель и другие элементы схемы. Основной причиной неисправности может стать дроссель, вызывающий шум и гудение прибора во время работы. Вначале лампа нормально зажигается, а затем начинает темнеть по краям и быстро гаснет. Кроме того, при неисправном дросселе лампа перегревается, внутри трубки возникает заметное мерцание.

Перед проверкой следует демонтировать стартер и замкнуть контакты в патронах светильника с двух сторон. Мультиметр нужно установить в режим замера сопротивления, а его щупы подключаются к контактам патрона. В случае обрыва обмотки дросселя, на дисплее отобразится значение бесконечного сопротивления, а при межвитковом замыкании результат будет примерно возле нуля.

Читайте так же:  Чем отличается блок питания для светодиодных ламп и электронный трансформатор для галогенных ламп

Проверка ламп дневного света мультиметром

Визуальный осмотр сгоревшего дросселя позволяет обнаружить коричневые пятна. Запах паленого довершает общую картину и указывает на полную неисправность. Такие дроссели уже не подлежат ремонту и полностью меняются на аналогичные модели, исходя из мощности лампы.

Неисправный стартер люминесцентной лампы проявляется в мерцании источника света во время пуска, которая никак не может загореться. Проверить стартер мультиметром возможно лишь вместе со светильником. Иначе, при отсутствии напряжения, его контакты останутся разомкнутыми, и проверка не даст результата. К стартеру последовательно подключается лампочка накаливания на 60 ватт и вся схема включается в сеть 220 В. Если стартер исправен, то лампочка должна загореться.

С помощью тестера можно выполнить и проверку конденсатора. Находясь в цепи в неисправном состоянии, этот элемент понижает КПД осветительного прибора до 40%, тогда как в рабочем состоянии этот показатель составляет 90%. На мультиметре выставляется нужная функция, затем выполняется проверка емкости. Слишком низкий показатель понижает КПД, а слишком высокий – вызывает мерцание лампы. Поэтому емкость конденсатора должна соответствовать мощности лампы.

Как проверить светодиод тестером — прозвонить мультиметром

Светодиод – полупроводниковый прибор, по своей структуре напоминающий обычный диод. Поэтому проверить его можно как обычный диод — включением в прямом направлении, т.е. между анодом и катодом приложить положительное напряжение. Проверка не составит труда, если есть на руках обычный тестер. В отличие от обычных кремниевых диодов, прямое напряжение на которых составляет 0,6…0,7 В, светодиод имеет гораздо большее значение этого параметра. В зависимости от цвета и материала, красные имеют напряжение – 1,5…2 В, зеленые – 1,9…4 В, белые – около 3…3,5 В. Эта информация указана в документации производителя.

Проверка ламп дневного света мультиметром

Еще одной особенностью светоизлучающего диода от обычного – низкое обратное напряжение, которое превышает прямое всего на несколько вольт. Это повышает риск выхода прибора из строя при неправильном включении или вследствие электростатического разряда. Как убедиться в исправности светодиода, прежде чем смонтировать его на плату?

Практически любой цифровой тестер (или мультиметр, кому как больше нравится) позволяет быстро проверить светодиод на работоспособность.

В простейшем случае, чтобы прозвонить светодиод, нужно включить мультиметр в режим проверки диодов, как показано на рисунке ниже.

Проверка ламп дневного света мультиметром

Далее определим полярность включения. У выводных светодиодов катод обычно короче анода. Если выводы одинаковой длины (кто-то «заботливо» обкусил), то смотрим на просвет. На рисунке видно, что внутри самого корпуса располагаются два электрода, обычно тот который большего размера – катод, но это не всегда так, поэтому не стоит брать это за правило.

Проверка ламп дневного света мультиметром

Остается только подключить тестер к выводам светодиода. Красный щуп к аноду, черный – к катоду (если, конечно, у вас стандартные цвета щупов). Исправность определяется по свечению.

Этим же способом можно проверить и мощный светодиод. Такие обычно смонтированы на плату с металлической подложкой (MCPCB). Полярность обычно подписана рядом с контактными площадками. Если нет, тогда наугад. Вероятность повредить светодиод тестером очень мала – не та мощность.

Еще проще и удобнее прозвонить выводные светодиоды, если в мультиметре есть функция проверки транзисторов. В этом случае нужно всего лишь вставить в соответствующий разъем выводы. Для секции NPN: анод в отверстие С (коллектор), катод в E (эмиттер). Для секции PNP – с точностью до наоборот. Наглядно проверка показана на рисунке ниже.

Проверка ламп дневного света мультиметром

Когда дело касается мощных осветительных светодиодов, работающих на токах порядка сотен и тысяч мА, то встречается такой дефект: при «прозвонке» светодиод подсвечивается и признается годным, а когда включается на рабочий ток, то светит словно «в полнакала». Это связано с дефектом кристалла и если замена бракованных светодиодов в готовом изделии (например, прожекторе) затруднена, то необходимо проверить их заранее.

Более тщательная проверка, помимо мультиметра, потребует еще и источника тока. Идеальный вариант – наличие лабораторного источника, но подойдет и адаптер для зарядки мобильных телефонов или других устройств. Главное, чтобы он имел стабилизацию по току.

Последовательность такова:

  1. мультиметр переключаем на предел «10 А» (не забываем переставить щуп в соответствующее гнездо) и включаем в цепь последовательно между светодиодом и источником питания;
  2. включаем питание, измеряем силу тока, выключаем питание;
  3. мультиметр включаем параллельно светодиоду, установив предел измерения «20 В» (опять же не забывая переставить щуп, а то устроим КЗ), источник соединяем напрямую со светодиодом, соблюдая полярность;
  4. включаем питание, измеряем падение напряжения на светодиоде, выключаем питание;
  5. проверяем исправность по соответствию тока и напряжения по кривой вольтамперной характеристики, приведенной производителем в data sheet.

С какими поломками можно столкнуться на практике

Конструкция лампы ДРЛ предусматривает выход из строя большого количества деталей. Поэтому сразу же определить причину поломки и способ ремонта лампы дневного света практически нереально. С другой стороны, досконально зная то, как работает дневное освещение, вы можете с большой вероятностью правильно найти причину всех проблем. Практика показывает, что именно дроссель чаще всего вызывает ряд дополнительных проблем. Есть ряд признаков, на которые следует опираться при определении их неисправности.Проверка ламп дневного света мультиметром

  1. Эффект «огненной змейки». Система освещения в таком случае передает слишком высокую величину тока, в результате чего разряд становится нестабильным. Если тестер ламп показал несоответствие рекомендованных параметров, придется поменять дроссель. В некоторых ситуациях требуется и новая ртутная лампа, так как старая уже не загорается с достаточной силой.
  2. Колба становится темной недалеко от выходного контакта. При обнаружении этого дефекта придется приобретать новую лампу. Причиной тому является сломанный пускатель либо неправильная работа катушки индуктивности.
  3. Перегорание спирали. Катушка индуктивности страдает от плохого качества изоляции. В некоторых случаях потеря индуктивности вызвана механическим влиянием. Рекомендуется поменять.
  4. Посторонние звуки и запахи. В катушке появляется замыкание между витками. Перед тем как проверить лампочку, следует внимательно ознакомиться с маркировкой катушки, чтобы приобрести на рынке новую.
  5. Лампа не может включиться. Система освещения не загорится потому, что ПРА вышел из строя, так как внутри оборвался провод в обмотке. С другой стороны, эта проблема появляется довольно редко.

Перед тем как проверить электронный балласт, рекомендуется взять с собой другой прибор освещения, находящийся в 100% рабочем состоянии. После этого проверяется как сама дуговая лампа, так и работа других компонентов. Старый стартер люминесцентной лампы можно без проблем подсоединить к другому устройству. Если в результате оно начнет так же плохо функционировать, вы наверняка будете знать причину. О том, как подключить каждый элемент, следует ознакомиться в схеме. В некоторых моделях указывается оптимальный уровень рабочего напряжения и электрического сопротивления обмотки. Как результат, вы сможете сопоставить имеющуюся информацией с той, которую выдает мультиметр при анализе.

Список источников

  • 10i5.ru
  • AutoLirika.ru
  • electricvdome.ru
  • jelektro.ru
  • electric-220.ru
  • drauf.ru
  • wiringexpert.ru
  • gyrator.ru
  • autoviber.ru
Ссылка на основную публикацию