Световое проектирование в музее основные ошибки

Содержание

Принципы функциональной организации

Панорамный
(диорамн
ы й) зал . Архитектурная организация з ала
должна обеспечить:

создание
необходимой иллюзии, эффекта присутствия;

удобную д л я
осмотра организацию смотровой площадки;

специфическое
освещение картины и предметного плана;

неутомляемость
при обозрении;

рациональную
организацию движения посетителей;

сохранность
живописного полотна и предметного плана и защиту от огня, пыли и вредных газов.

Композиция зала
влияет на организацию всей обслуживающей группы помещени и ,
Смотровая площадка должна вмещать расчетное число посетителей с равноценными
условиями видимости.

Для выхода на
смотровую площадку в панораме необходимы две лестницы: для подъема и спуска.
Возможно устройство подъемника. Потоки поднимающихся и спускающихся посетителей
не должны пересекаться. Посетители, поднявшись на смотровую площадку, должны
сделать полный круг и вернуться туда, где начинали осмотр. Поэтому обе лестницы
должны располагаться в одной зоне.

Смотровая
площадка должна иметь ограждение, не допускающее зрителей на предметный план.

В диорамах
смотровая площадка может быть расположена как вдоль предметно г о плана,
так и быть выдвинута полукругом. Количество зрителей на смотровой площадке
прямо проп орционально ее величине и обратно
пропорционально времени, затрачиваемому на осмотр.

В панорамах
проход в захолстовое пространство на верхнюю обходную площадку допускается
только через комнату дежурного пожарного поста. Це л есообразно
объединение комнат электрика и дежурного.

Освещение
живописного полотна, предметного плана и смотровой площадки решается комплексно
в соответствии с замыслом художника.

Перепад освещенности
смотровой площадки к живописному холсту обычно принимается 1:10 .

Осмотр проводится
организованными группами по 25 — 30 чел. с
экскурсоводом. Четкая организация осмотра позволяет увеличить пропускную
способность. Панорамный (диорамны й) зал должен
быть звукоизолирован от остальных экспозиционных залов. Рядом с ним желательно
иметь подсобное помещение для инвентаря.

В зале должна
быть создана возможность реставрации и п ы леуборки холста,
предметного плана, захолстового пространства и зонта-рефлектора. Для замены
светильников и пылеуборки необходим выход на зонт-рефлектор.

Экспозиционные
залы
. Экспозиция должна последовательно и убедительно раскрыть
художественную и научную информацию.

Для экспозиции
служат вводный, аванзал, панорамный и заключительный залы. Схема движения
посетителей должна позволять зайти в кинозал как в начале, так и в конце
осмотра.

Для сменных
выставок необходим специальный зал при вестибюле с возможностью его
самостоятельного функционирования. Кассы должны быть при входе и сообщаться с вестибюлем.
Кафе с входом из вестибюля нежелательно, его лучше иметь с входом с улицы или
рядом, в другом здании. Киоск по продаже сувениров — в конце маршрута осмотра.
Вестибюль должен быть связан с экскурсионным бюро и помещениями администрации.

Функциональная
организация вспомогательных помещений аналогична другим музеям (рис. 16, 18, 19).

Как зрительно расширить помещение с помощью отражателей

Если стены и потолок отделать светоотражающими материалами, то с помощью яркого света можно зрительно расширить пространство.

Дизайн интерьера освещения гостиной

Применяя светильники с отражателями, направленными вверх, визуально «приподнимают» низкий потолок, а слишком высокий делают ниже, затемнив его поверхность, и разместив на нем абажуры с направленным вниз источником света.

Как должна освещаться гостиная комната?

Общее освещение гостиной, как правило, ненавязчивое и приглушенное, а локальное должно быть более ярким, освещая обеденный стол (люстра, абажур) и зону отдыха (торшер, бра).

Для спальни

В спальне общий свет делают мягким и рассеянным, а трюмо и прикроватные тумбочки оборудуют стационарными осветительными приборами.

На кухне

Для кухни тоже существуют свои правила – индивидуальная подсветка рабочей зоны, для чего чаще всего используют точечные светильники, и освещение над обеденным столом, которое дает плафон, спускающийся с потолка.

Для ванной

Для организации общего освещения в ванной применяют точечные светильники, размещенные в подвесном потолке, и отдельно освещают зеркало, используя бра или светодиодные подсветки.

Фото-галерея:

В прихожей и коридоре

Для прихожей, обычно небольшой в стандартных квартирах, применяют как точечное потолочное освещение, так и отдельные бра, которые в комбинации с зеркалами дают эффект визуального расширения пространства.

Различные виды осветительных приборов в квартире дают возможность не только красиво обыграть все элементы интерьера, создав уют, но и, сформированные правильно, снижают нагрузку на глаза и способствуют полноценному отдыху.

Компании производители светильников для картин

Среди компаний, производящих приборы для освещения предметов искусства, хорошо зарекомендовала себя компания Erco. С начала своей деятельности этот производитель специализировался на обеспечении качественным светом художественных галерей и музеев. В настоящее время в своем ассортименте он имеет линейки светильников для освещения картин. Разумеется, их можно использовать как для бытовых, так и профессиональных нужд.

Однозначно хороши световые продукты компании Zumtobel. Кредо компании: свет – один из ключевых факторов успеха при работе над сложнейшими архитектурными задачами.  Высококачественные светильники и новейшие светодиодные технологии Zumtobel помогают проявить все грани архитектурного искусства. По сути заставить засиять их в полной мере. Свет Zumtobel используют в национальном музее Варшавы, в кунсткамере Вены, в музее «Мир воды» Санкт-Петербурга. А также в Штеделевском художественном институте Франкфурта-на-Майне и во многих других подобных учреждениях мира.

Читайте так же:  Как отремонтировать датчик движения своими руками

Компания Targetti разрабатывает и производит светильники для внутреннего и наружного освещения с 1928 года. Сотрудники Targetti считают что свет – это тихий язык, соединяющий людей с пространством и окружающими их предметами. Это универсальный код, который не нуждается в переводе. Потому что он обращается непосредственно к нашей эмоциональной сфере. Освещение произведения искусства или красивого здания бесконечно умножает уникальную силу. То есть ту силу которую свет должен передавать человеку и вызывать у него различные эмоции.

Достойным внимания производителем светового оборудования является компания Soraa. Как известно, среди её основателей Сюдзи Накамура – лауреат Нобелевской премии. Во-первых, он изобретатель синего светодиода. Во-вторых, один из основоположников светодиодного освещения.  Светодиодные лампы и светильники Soraa позиционируются как осветительные приборы с высокой цветопередачей и уникальным отображением оттенков белого цвета. По сути, компания производит лампы наиболее используемых типоразмеров под стандартные цоколи. Приобретая продукцию Soraa, можно за не очень большие деньги получить светодиодные источники света с очень хорошими световыми характеристиками.

Вы также можете прочитать записи на похожие темы в рубрике – Освещение

Ваш Удобный дом

Какие источники света выбрать

Большое значение для обеспечения освещения имеет правильный выбор осветительного оборудования. Современный рынок предлагает массу осветительных приборов, которые смогут не только преподнести экспозицию в выгодном свете, но способствовать энергосбережению. Наиболее распространенными источниками света являются люминесцентные, галогенные и светодиодные лампы  накаливания. Каждый из них имеет как свои преимущества, так и некоторые недостатки.

Если говорить о галогенных световых источниках, то стоит заметить, что  они нашли широкое применение  для освещения музейных предметов, хотя  по сравнению с другими лампами имеют довольно большую  мощность и низкую световую отдачу. Но, несмотря все свои недостатки, данные приборы имеют множество преимуществ, например:

  • просты в подключении;
  • имеют отличную цветопередачу;
  • предоставляют возможность регулирования светового потока.

Хорошо известно  и о достоинствах люминесцентных ламп, которые заключаются в обладании большой световой отдачей и длительным сроком эксплуатации. Также нужно отметить и такие преимущества, как различная цветность излучения, отличная цветопередача  и возможность регулирования светового потока.

Однако при всем этом такие источники  света невозможно включить без использования специальных приборов. Помимо этого, отмечают и другие их недостатки:

  • слабую яркость;
  • гудение;
  • большие габариты;
  • постепенное разгорание и другие.

Также с помощью такого источника невозможно создать направленный свет. Сегодня при создании музейной экспозиции начали широко применять светодиоды. Однако  стоит заметить, что несмотря на большое количество производителей, данный осветительный элемент находится на стадии развития, а стандарты только-только начинают формироваться. Хотя уже сейчас можно отметить и достоинства и недостатки этого источника света.

Среди достоинств стоит выделить следующие:

  • высокую светоотдачу;
  • длительный срок использования;
  • небольшие габариты;
  • качественную работу при низком напряжении;
  • безопасность в использовании;
  • отсутствие ультрафиолетового и инфракрасного излучения  и другие.

К недостаткам в первую очередь относят малую единичную мощность, использование трансформаторов при работе на низком напряжении, высокую стоимость и прочие.

Какие бы источники света не использовались при оформлении экспозиционного пространства, главное помнить, что от их правильного расположения в музейном зале зависит то, в каком свете предстанут предметы экспозиции перед посетителями.

Материал проверен экспертами Актион Культура

Чем мультимедиа может помочь музею

При выполнении всех условий концептуальной обоснованности мультимедийных средств, их грамотном сочетании друг с другом и с экспозицией, технологии могут  действительно помочь музею, а именно:

1) Добавить в восприятие впечатление

При общей информационной загруженности общества, яркая подача информации об экспонате или музейной теме в виде авторских инсталляций с применением мультимедиа-технологий позволяет оставить в памяти больше впечатлений о предмете и в целом создать более заинтересованное ощущение от посещения музея.

Пример — интерактивная мультимедийная книга с «оживающими» страницами, Музей истории (г. Екатеринбург)

2) Запоминающимся и наглядным образом показать те предметы, которые вживую показать невозможно

Есть масса экспонатов, которые сложно или невозможно показать посетителю в реальности (т.к. хранятся в фондах/ утеряны/слишком маленького или большого размера и т.д.). Здесь на помощь приходят видеомэппинг, голографические витрины, и другие инсталляции. То же касается и рассказа о процессах, которые невозможно смоделировать в условиях музейного пространства.

Пример — Интерактивная песочница, сочетание песка и проекционных технологий, позволяющее наглядно показать формирование гор и водоёмов:

3) Донести в наглядной форме разную информацию для разной аудитории

Профессиональный экскурсовод не будет одинаково вести рассказ для старшеклассников и малышей, для профессионалов и любителей, для тех, кто пришёл в музей первый раз и тех, кто хочет услышать что-то новое. То же касается и мультимедийных инсталляций индивидуального использования. Каждый может выбрать себе тот контент, который наиболее соответствует его интересам.

Пример — центр Parlamentarium (г. Брюссель) или Детский Экологический Центр (г. Санкт-Петербург), где всё информационное наполнение мультимедийных средств (экраны, киоски, аудиогиды) имеет два режима — для взрослых и для детей.

Для групп посетителей с ограниченными возможностями есть варианты интерактивных инсталляций с подъёмным механизмом, с задействованием тактильных ощущений, с использованием азбуки Брайля и др.

4) Осуществлять коммуникацию с посетителем

На входе в музей с помощью навигационных систем посетителю можно подсказать, где и какие экспонаты он может увидеть, в какие часы работает музей, и другую справочную информацию.

Световое проектирование в музее основные ошибки

На входе в музейно-мультимедийную экспозицию «Вселенная Воды»

А ещё можно привести пример Музея Первой мировой войны (г. Ипр). Здесь уже коммуникация проходит сквозь всю экспозицию. В начале посещения гостю выдаётся браслет. По этому браслету:

  • осуществляется вход и выход через турникеты,
  • активизируется информация на киосках около витрин,
  • вся активизируемая информация отправляется потом на электронную почту в виде pdf-файла.
Читайте так же:  Свеча Яблочкова

Музей при этом получает базу данных своих посетителей и взаимное общение может быть продолжено!

Световое проектирование в музее основные ошибки

5) Представлять музей во внешнем мире

Мультимедиа-инсталляции могут стать неплохим подспорьем в рекламном и маркетинговом продвижении музея. В конкуренции за посетителя музеи участвуют в различных культурных мероприятиях и мобильные выставочные комплексы помогают сделать это участие более ярким и полным.

Световое проектирование в музее основные ошибки

Пример — проекционная установка «Цветущий яблоневый сад» для представления на выставке Музея Коломенской пастилы

Как видно, мультимедиа — это совсем не только «экраны и тач-панели», а разнообразный, яркий инструмент, который при умелом обращении обогатит музейную экспозицию, а самое главное, усилит интерес посетителя к теме экспозиции.

Остаётся добавить, что интерактивные инсталляции в музее — это лишь часть общей картины

Важно гармоничное сочетание многих элементов — мультимедиа, интерактив, свет, звуковое сопровождение, дизайн интерьера, инфографика — всё должно быть собрано в единую картину

Световое проектирование в музее основные ошибки

Погружение в мир воды в мультимедийной экспозиции

Возьмём, к примеру, мультимедийную экспозицию «Вселенная воды». Мультимедиа-технологии, составляющие основу экспозиции, сочетаясь с оформлением интерьера, с подсветкой, звуковым сопровождением — показывают нам настоящий мир воды — изменчивый, красочный, масштабный.

И чтобы такая «единая картина» складывалась так, как нужно — требуется участие разных специалистов, а также экспертов со стороны музея. Тогда разрозненные исходные данные будут превращены в яркие музейные концепции, которые, в свою очередь, дадут жизнь обновлённой экспозиции в музее.

Запросить коммерческое предложение:

Светильники для освещения картин

Осветительные приборы для зеркал и картин

Магазины часто предлагают разновидность светильников под названием «светильники для зеркал и картин». Обычно они располагаются на небольшом расстоянии над картиной. Потому плохо подходят для освещения именно картин, как произведения искусства. Световое проектирование в музее основные ошибки

Их предназначение скорее подсветка зеркал, панно, репродукций и другой полиграфической продукции. В большинстве из них установлены две маломощные лампы накаливания по 25 Ватт. В результате минимальное расстояние от полотна до источника света должно составлять 0,5 метра.

Трековые светильники для освещения картин

Частая смена экспозиции – обычное дело для музея или картинной галереи. Для удобства освещения, часто сменяемых картин, устанавливают прожектора на треках. Поскольку подобные светильники возможно легко передвигать по шинопроводам различного устройства.

Световое проектирование в музее основные ошибки

Трековые светильники для картин

Такую же систему освещения можно устроить также и в частном доме или квартире. Но чаще всего в быту пользуются другими типами светильников. Потому что картин обычно немного и  перевешивают их редко.

Светильники типа Dedolight для акцентной подсветки картин

Осветительные приборы типа Dedolight представляют разновидность трековых прожекторов. Однако являются более профессиональным решением, пригодным для организации фото и видеосъемки произведений живописи. Подобные светильники используются для освещения скульптуры и живописи в музеях многих стран мира.

Световое проектирование в музее основные ошибки

Светильники типа Dedolight для акцентной подсветки картин

Непревзойденные качества Dedolight обеспечивают прецизионный свет во множестве вариаций

Причем акцентное освещение завладевает вниманием посетителя музея с различной интенсивностью.  По замыслу оно распределяется от едва заметной поддержки читаемости детали, до активных драматических акцентов подачи. Световые приборы Dedolight находятся на высоком уровне по защите картин от ультрафиолетовой составляющей освещения

Что достигается установкой специального UV фильтра

Разумеется, это крайне важно для сохранности живописных полотен. Особенно для представляющих большую художественную ценность

Светильники wall-washer для общего освещения

При применении общей подсветки можно использовать светильники типа wall-washer.  Они оснащены специальными линзами и предназначены для освещения стен. Так что наличие подобных светильников позволяет залить стены помещения ровным, однородным светом. С одной стороны, это дает возможность осветить картины достаточно для их комфортного осмотра. С другой стороны, обойтись без акцентного освещения каждой отдельной картины.

Световое проектирование в музее основные ошибки

Светильники wall-washer

Светильники wallwasher менее заметны, чем прожектора, которые просто могут не вписаться в стиль интерьера. Обычно применяют встраиваемые светильники wallwasher, но могут быть использованы светильники и любого другого типа. Более того, у подобных светильников есть ещё одно выгодное свойство. При замене картины на другую, большего или меньшего размера, не придется менять ещё и светильник.

Освещение музеев

У музейного освещения две основные задачи: подчеркнуть уникальность каждого экспоната и помочь посетителю ориентироваться в пространстве. Что касается первой задачи, то выбор способа освещения экспоната преследует три цели:

— правильное освещение рабочей поверхности экспоната ;— правильное расположение светильников в пространстве;— контроль над искусственным освещением в отношении защиты освещаемых экспонатов;

При освещении музейного экспоната (картины, фрески, статуи) важно создать на его поверхности ровный свет, в точности передающий цвет и фактуру. Очень важно не допустить возникновения бликов и теней

Решить эту проблему можно, используя узколучевые металлогалогенные прожекторы и асимметричные люминесцентные светильники DISANO. Определить оптимальный способ подсветки, а также рассчитать уровень освещенности на рабочей поверхности экспоната , можно путем моделирования объекта с помощью современных светотехнических программ. Специалисты–светотехники компании «Остардена» строят 3D–модели залов и галерей, размещают в пространстве экспонаты и экспериментируют с различными типами светильников и источников света, достигая наиболее благоприятного решения. Такое моделирование позволяет выбирать оптимальное оборудование.

Однако при освещении уникальных сооружений одного моделирования оказывается не достаточно. К примеру, после реставрации Cappella Scrovegni с уникальными фресками Джотто эксперты DISANO были вынуждены построить модель стены и верхней части свода в натуральную величину, чтобы убедиться в правильности теоретических расчетов освещения. Подобная симуляция позволила определить, что использование в люминесцентных светильниках ламп разных световых температур (3000 и 4000 К) позволяет избежать эффекта холодных цветов при низком уровне освещенности, а металлогалогенная лампа OSRAM POWERSTAR с цветовой температурой 4000 К прекрасно передает оттенки фресок Джотто.

Читайте так же:  Инструкция по эксплуатации BenQ W1070

За выбором оборудования следует расположение светильников в пространстве. Компьютерное моделирование позволяет определить места расположения светильников, но не учитывает один важный фактор — светильник не должен становиться частью экспозиции. Место для него должно быть выбрано таким образом, чтобы свести к минимуму присутствие оборудования в поле зрения посетителя. Чаще других оптимальное решение дает использование трековых систем. Современные трековые системы позволяют размещать на них светильники всех типов, а их гибкая топография дает возможность выстраивать системы любой сложности. Использование двенадцатифазных треков DISANO еще больше расширяет возможности таких систем. Эти треки позволяют, не загромождая пространство, обеспечить включение разных групп светильников, находящихся на одном из них. Попутно решается еще одна проблема, связанная с возможным изменением экспозиции. Простота крепления светильника к треку, а также отсутствие необходимости заново осуществлять электрическое подключение позволяют сотрудникам музея быстро адаптировать освещение к любым изменениям в структуре экспозиции.

Одна из важнейших функций музея/выставочного зала — обеспечить сохранность выставляемых экспонатов. Экспонаты (в основном картины) требуют не только соблюдения температурных и прочих режимов. Они должны быть избавлены от разрушительного воздействия, в том числе и ультрафиолетового излучения. Главный враг картин — открытый солнечный свет, но источником ультрафиолетового излучения являются и обычные лампы

Потому так важно использовать источники света UV–STOP, светодиоды , или применять в светильниках специальные фильтры

Общая часть

Панорамы и
диорамы являются особым видом искусства, интегрирующим средства живописи, архитектуры
и светотехники с целью наиболее полного наглядного и достоверного показа
исторических событий и явлений природы.

Панорама —
замкнутая картина, расположенная на стене круглого помещения, которая совместно
с предметным планом и освещением дает иллюзию р е ального
пространства. Зритель в панораме находится в центре изображаемых событий и для
осмотра перемещается по кругу.

Диорама
располагается на стене п олукруглого помещения и для ее осмотра
устраивается специальный проем.

В панораме и
диораме живописное полотно сочетается с предметным планом — макетом местности и
реальными предметами. Расположенные по краю полотна, делают незаметным для
зрителя переход от трёхмерного пространства к иллюзорному, изображенному на
полотне.

Большую роль
играет освещение. Рассеянный свет падает сверху и освещает полотно. Верхний
край картины панорамы и источники света скрыты от зрителя круглым зонтом,
подвешенным над смотровой площадкой, создающим затемненную зону для зрителей.

Панорамы
(диорама) в совокупности с музейными экспонатами дает убедительное и наиболее
полное представление о времени и о событиях, которым она посвящена, и сама
является памятником.

Освещение музейных коллекций

На нашем сайте мы стали чаще выкладывать не только информацию для бытового пользования, но и интересные материалы, относящиеся к конкретным профессиональным сферам. Наша цель — сделать ресурс интереснее, чтобы он мог служить для развития кругозора нашего любимого читателя.

Сохранность музейных собраний

Световое проектирование в музее основные ошибкиЧем старше вещь, тем быстрее она ветшает

Организация музейной экспозиции немыслима без применения искусственного освещения, так как световая среда является одним из основных физических явлений, которое передает человеку большинство информации от окружающего его пространства. Однако у такого освещения есть и другая сторона – свойства излучаемого света ускоряют естественное старение экспонатов, из-за чего основная задача осветителей — суметь совместить эти свойства.

  • Вкратце, старение происходит из-за воздействия фотонов электромагнитного излучения от осветительного прибора (фотоиндуцированные реакции). Это явление не ярко выраженное, но для очень старых предметов оно по-настоящему губительно.
  • Отсюда следует основное правило музейного хранения – любой свет, установленный в пределах экспозиции (созданная световая среда), должен обеспечивать сохранность экспонатов и при этом выразительно их выделять на общем фоне.
  • Очень часто случается так, что эти требования напрямую противоречат друг другу, из-за чего смотрителям выставок приходится идти на компромисс при организации хранения в музеях и выборе средств освещения окружающего пространства.
  • По этой причине освещенность выставочных залов и музейных фондов рассматриваются, как совокупность всех факторов влияющих на экспозиционный цикл.

С этого момента начинается техническая часть данного материала.

Световое проектирование в музее основные ошибкиВидимый спектр для человека

  • Как известно, видимый световой спектр человеком можно разделить на шесть частей: 680 нм (нано метров) или красный; 595 нм или оранжевый; 580 нм или желтый; 530 нм или зеленый; 482 нм или синий; 430 нм – фиолетовый цвет. Промежуточные значения занимают различные оттенки.
  • Цветовая температура источников освещения в музеях определяется эталонными температурными параметрами излучателя. То есть, если свет имеет температуру от 1000º до 2000ºК, в видимом спектре будет преобладать красное и желто свечение, а при температуре в 5000º-6000ºК — спектр начинает переходить в область синего, и белый свет приобретает соответствующий оттенок.

Световое проектирование в музее основные ошибкиВлияние температуры света на цветовое восприятие

Практически любой источник света при формировании видимого светового потока отдает в пространство некоторое количество излучения, которое лежит вне спектра нашего видимого восприятия. Так, волны, имеющие длину короче, чем у фиолетового излучения, получили название ультрафиолетовые (УФ) – их область лежит в диапазоне от 10 до 380 нм, хотя для учета на практике используют укороченный шаг от 240 до 380 нм.

Световое проектирование в музее основные ошибкиИК излучение принято называть тепловым

Если вы желаете увидеть результат труда работников музеев, то приглашаем вас просмотреть подобранное нами видео, где показано освещение павильона в Эрмитаже.

Список источников

  • houseadvice.ru
  • Elektrik-a.su
  • pmsvet.ru
  • www.natrix-el.kz
  • www.cultmanager.ru
  • www.ascreen.ru
  • www.gosthelp.ru
Ссылка на основную публикацию